Рысканье на больших скоростях
Автор: Crazy Frog   
25.02.2008 13:15

Заметил многие грешат на рысканье машины на высоких скоростях.
Большие машины - джипы - страдают этим автобусным эффеком.
Многие пересаживаясь с наших и иномыльниц в первое время это здорого чувствуют. 

Попробую объяснить свое видение проблемы.
Сначала нужно быть уверенным в исправности подвески. Люфтов нигде не должно быть. давление в шинах должно быть одинаковым. Схождение и развал должны быть в пределах нормы. Развал на УАЗ не регилируются, но на заводе бывает допускают брак, и развал разный или выходит за пределы нормы. В небольших параметрах отрегулировать его можно. Это есть в инструкции по ремонту. Помимо развала надо проверить зазоры в подшипниках и шкворнях. Делается элементарно. Поддомкрачивается колесо. люфт в шкворнях проверяется покачиванием колеса в вртикальной плоскости. Люфт подшипника - в горизонтальной. Нужно учитывать, что до окончания обкатки все эти люфты могут вылазить, идет обжатие. Если с этим все в порядке, можно проверить машину на дороге. Дорога должна быть ровной, без кочек, ям и колеи (в колее все машины таскает). Разгоняем машину до максимала и приотпускаем руль. Если машина идет ровно, не рыскает и не уходит, то все хорошо. ОЧЕНЬ ПЛАВНО покачиваем руль на небольшие углы с задержкой в крайнем положении ( на скорости работа с рулем должна быть вообще ОЧЕНЬ аккуратной). Машина должна слушаться чутко движение руля. Если руль повернули, а машина не реагирует, значит присутствуют люфты в рулевом управлении. Лучше проверять не сразу на большой скорости, а постепенно ее наращивая. На ровной дороге у меня даже старый козелок шел 120 с отпущенным рулем.
Теперь поробую объяснить почему машину водит на неровных дорогах. Это все из-за ЗАВИСИМОЙ подвески. Это даже на мерсах с такой подвеской присутствует.

Если рассмотреть схему работы НЕЗАВИСИМОЙ подвески на кочке: Правое колесо поднимается на кочку. Благодаря трапецивидной форме рычагов подвески колесо при поднятии вверх продолжает оставаться в вертикальной плоскости. Угол между плоскостью колеса и вертикалью - 0 градусов ( прошу прощения, не те углы указал на схеме, но суть та же). Левое колесо в данный момент так-же остается в вертикальной плоскости. Благодаря конструкции подвески колеса катятся прямолинейно, и никуда их в сторону не тянет.
Внизу схемы - ЗАВИСИМАЯ подвеска.
Так как колесо по отношению к оси подвески закреплено жестко, то при наезде правого колеса на кочку поднимается вся кострукция. Соответственно колесо идет как-бы по радиусу и отклоняется от вертикали на некоторый угол. ( на схеме получается - 10 градусов). Любое колесо, катясь с наклоном, стремится повернуть в сторону наклона. Чем больше угол наклона, тем больше колесо будет поворачивать. В данной ситуации колесо будет поворачивать налево. Полностью аналогична ситуация с левым колесом. Вот вам на кочке и повело машину влево.
Не буду щас рассказывать про КАСТРовый угол, который влияет на увод машины, управляемость и возврат колеса в ноль. Если примитивно, то понять его действие можно сравнив с поворотным колесом тележки, которое находится не под ножкой , а чуть позади, и следует за ножкой.

Теперь мои мысли как сэтим бороться:
Я уже писал в другом месте это, но не обессудьте.
Я даже на 31514 без гидрача не подруливал. Рулевое теперешнее - это по сути рейка. В авиации есть понятие когда первый раз за ручку управления садишься: расслабь руку и не мешай самолету лететь. Тоже самое на Патриоте. С непревычки от чуткого управления народ начинает сам его раскачивать. Я на себе это испытал еще в 90 годы, когда со старого уаза сел на иномарку. Так колбасило, думал улечу, пока не вспомнил летное правило, и не ослабил хватку руля, тоесть полностью прекратил ловить машину. Вот тогда она пошла прямо. Подравнивал только маленькими движениями. При таком рулевом хорошо иметь все-таки упор под локтями. На Патриоте при удержании руля одной рукойна скорости на кочках туловище качается, соответственно дергается рука, дергается руль, появляется ощущение раскачки и необходимости подруливания. Ощущение это исчезает, если сделать упор руке, или держать руль двумя руками. Можно еще при прохождении неровностей ОСЛАБИТЬ ( НО НЕ ОТПУСКАТЬ ) хватку руля. Дать ему возможность немного дернуться. Он дернется взад-вперед, не сказываясь на управляемости, а машина как шла , так и пойдет спокойно. Если в момент прохождения неровности зажать руль намертво и попытаться удержать его , то машина точно рыскнет, дальше ее придется ловить. Это физика. В момент ямы руль дергается влево-вправо по синусоиде с одинаковыми величинами, но противоположными, они друг друга гасят. Если зажать руль, то при первом качке руля рука начинает его компенсировать, причем психомоторика включает действие руки очень быстро и сильно ( тем сильней, чем меньше опыта у водителя). Но руль делает обратный качок еще быстрее, он накладывается с одинаковым знаком на движение руки. В результате получается синусоида на одном из участков с большим значением. Машина уходит в сторону. Происходит это из-за особенностей моста- зависимая подвеска. Да даже и на иномарках с независимой подвеской это проявляется на больших скоростях. Я на мицубиси грандисе рабочем ставлю подлокотники враспор на трассе, иначе тоже шатает. Эффект этот проявляется тем больше, чем чутче управление и больше скорость.
Однако, не надо совсем руль отпускать, на большой кочке может и совсем вывернуть. Я езжу так : пальцы держат руль крепко, а кисть расслаблена. Небольшие рывки руля амортизируются кистью, а большие уже спокойно контролируются.
На самолетах с данным эффектом борются специальными демпфирующими системами (бустерами вроде), которые затежеляют управление с ростом скорости. На машине можно поставить рулевой демпфер. Помойму Гризли его ставил. Кстати, на родстерах стали ставить такие же системы на рулевое управление, как на самолетах почти.
Надеюсь понятно рассказал. К старости люблю пофилосовствовать.

<<Тема на форуме владельцев УАЗ Патриот>>  

Обновлено 07.02.2008 19:51
 
УГНАННЫЕ ПАТРИОТЫ
Rambler's Top100