Преамбула: примерно неделю назад уровень ОЖ начал самопроизвольно уменьшаться. Падение уровня сначала было невелико, но постепенно нарастало, остановившись на «расходе» в 2-2,5 литра на 500 км. Между тем жуткая предновогодняя запарка на работе не оставляла времени на «разбор полетов» и устранение неисправности. Да тут еще две командировки в Москву, 24 и 25 декабря. Была бы моя воля, отложил бы поездки до устранения неисправности, но… не от меня зависит, надо ехать. Перекрестившись и захватив 10 литров Тосола на долив, в путь. Итог – больше 1000 км за два дня, около 4 литров долитого Тосола и все нормально. Верный, надежный друг оказался именно таким, честно выполнив свои функции. 26 декабря, прихожу на стоянку, на работу надо ехать. Под машиной – лужа, не особо большая, но есть. На стабилизаторе, мосту и рулевой тяге висят капли Тосола. Расширительный бачок сухой, в радиаторе уровень ниже горловины, но жидкость видна. Доливаю и в путь. Приезжаю на заводскую стоянку, открываю капот, в нос бьет резкий запах Тосола, от двигателя несильно, но «парит» со стороны термостата. Глушу, закрываю, хлопаю Патриотика по капоту: «Мальчик, ну потерпи…», иду работать. Раскидал дела, отчитался за командировки, после обеда, убедившись, что рабочая запарка улеглась, сваливаю заниматься машиной. Прихожу на стоянку, открываю капот и при свете дня наконец то разглядываю, откуда течет.
Мест два: - Патрубок под термостатом (короткий); - Правый шланг, идущий от электронасоса к крану отопителя. В обоих местах течет из под хомутов. Причем уже именно течет, капли срываются с частотой раз в секунду. Доливаю, завожу, мчусь в магазин за деталями/расходниками. Что в итоге понадобилось: - Тосол А-40 (Тосол-Синтез, Дзержинск), 2 х 10 литров – 950 рублей; - Нижний патрубок термостата (толстостенный и армированный), 1 штука – 30 рублей; - Хомут Norma для патрубка, 2 штуки – 20 рублей; - Шланг системы охлаждения, внутренний d=18 мм (толстостенный и армированный), 1 метр – 80 рублей; - Хомут Norma для шланга, 2 штуки – 14 рублей; - Нейлоновые стяжки 4 х 300 мм, 20 штук – 30 рублей за 100 штук. Несмотря на то, что у меня многих есть «мануаль» от издательства «Третий Рим» (это которая цветная и с фотографиями), многое делал не по книжке, в итоге сэкономив и силы и время. Также смысл подробного описания я вижу в том, что подобные дефекты вполне могут вылезти у любого из форумчан. Итак, поехали: Требуемый инструмент: - Плоская отвертка – для штатных хомутов; - Крестовая отвертка – для хомутов Norma; - Ключ рожковый 7 мм – для финальной затяжки хомутов; - Ключ рожковый 8 мм – для снятия брызговика двигателя; - Ключ рожковый 10 мм – для снятия брызговика двигателя, отворачивания болта регулировки натяжения ремня насоса ГУР и хомута верхнего патрубка термостата; - Ключ рожковый 14 мм – для отворачивания сливной пробки радиатора; - Ключ рожковый 17 мм – для отворачивания кронштейна крепления насоса ГУР; - Ключ под внутренний шестигранник 5 мм (тут не уверен) – для отворачивания болтов крепления корпуса термостата; - Плоский надфиль. Порядок выполнения работ: - Снимаем минусовую клемму аккумулятора; - Снимаем брызговик двигателя, достаточно снять только большую переднюю часть, маленькие не трогаем; - Открываем кран отопителя; - Отворачиваем пробку расширительного бачка; - Отворачиваем сливную пробку радиатора, и подставив воронку и ведро, сливаем Тосол; - После того, как Тосол из радиатора полностью вытек, открываем краник слива ОЖ из блока цилиндров (краник расположен под выпускным коллектором, для открытия нужно несколько оборотов против часовой стрелке); Примечание: одеть шланг на краник, как это советует инструкция, крайне сложно. Я сливал «как есть» и скажу так: ширины ведра вполне хватает, чтобы ни капли не расплескалось. Единственное, о чем стоит помнить – что объем системы охлаждения 12 литров, так что не каждого ведра хватит. - Дождавшись полного слива Тосола, закрываем краник и заворачиваем сливную пробку радиатора; - Ослабляем болт регулировки натяжения ремня насоса ГУР; - Запустив руку снизу, ослабляем два болта крепления кронштейна насоса ГУР; - Сдвинув насос, снимаем ремень; - Отворачиваем болты крепления кронштейна насоса ГУР окончательно, сначала левый (по движению автомобиля), затем, сдвинув насос до упора влево, правый, и наклоняем насос к адсорберу; - Снимаем разъемы датчиков с корпуса термостата; - Вынимаем кляммер и отводим в сторону жгут проводов; - Отворачиваем хомут верхнего патрубка термостата, снимаем патрубок и отводим патрубок в сторону; - Ослабляем хомуты нижнего патрубка радиатора; - Отворачиваем болты крепления корпуса термостата к блоку и, покачивая корпус термостата, снимаем его; - Снимаем нижний патрубок термостата; - Очищаем и обезжириваем привалочную плоскость на блоке, привалочную плоскость на корпусе термостата (если прокладка в нормальном состоянии, то можно поставить старую); - Очищаем и обезжириваем фланцы корпуса термостата, если необходимо, зачищаем надфилем литьевые швы на фланцах; - Одеваем новый нижний патрубок, одеваем на патрубок два новых хомута; - Вставляем нижний фланец корпуса термостата в патрубок, затягиваем болты крепления корпуса термостата к блоку; - Аккуратно затягиваем хомуты (необходимо тщательно выставить их на патрубке, да, неудобно, но надо); Примечание: нижний фланец на блоке гораздо длиннее, чем нижний фланец корпуса термостата. Помните об этом при установке хомутов. - Устанавливаем верхний патрубок термостата, затягиваем хомут; - Присоединяем разъемы датчиков; - Насос ГУР ставим на место в обратном порядке; - Проверяем натяжение ремня насоса ГУР; - Отворачиваем хомуты шланга, идущего к крану отопителя и снимаем шланг; - Устанавливаем на кран отопителя новый шланг и новый хомут, затягиваем хомут; - Шланг пускаем сверху корпуса отопителя, так и перегибов меньше, и о ресивер он не трется, и в проводах не путается; - Длину отрезаем по месту, ставим хомут, затягиваем; - Заливаем Тосол через горловину радиатора, затем доливаем в расширительный бачок на 3-4 см выше хомута; - Устанавливаем минусовую клемму аккумулятора; - Заводим машину, даем поработать ей на ХХ до достижения рабочей температуры; - Убедившись в отсутствии течей, ставим на место брызговик двигателя; - Все!!! Работа заняла около трех часов, причем работал в одиночку, но без перекуров. Теперь анализ дефектов: Причины течи патрубка под термостатом таковы: - Патрубок на 7-8 мм короче, чем нужно и просто не одевается на фланцы до конца, а вот новый патрубок даже пришлось чуть-чуть укоротить; - Отвратительные хомуты с острыми краями, хомуты Norma не в пример лучше; - Дефекты литья на фланцах корпуса термостата, устраненные надфилем. (короткий); Причины течи шланга, идущего от электронасоса к крану отопителя таковы: - Шланг проложен в неудобном месте, его цепляет раскачивающийся на опорах двигатель; - Шланг литой, без тканевой оплетки; - Отвратительные хомуты с острыми краями, хомуты Norma не в пример лучше. Уффф!!! Вроде все… <<Тема на форуме владельцев УАЗ Патриот>>
|