Потеря ориентации
Автор: VIXEN   
17.09.2007 13:34

gpsПервую попытку разобраться с ситуацией, которая сложилась в России вокруг автомобильных навигационных систем, мы предприняли еще два с половиной года назад (см. АР № 4, 1998). Вкратце, вывод был таким: право на использование специальных приемных устройств, с помощью которых можно определять свои координаты, российское законодательство предоставило только избранным. Изменилось ли что-нибудь за это время?

Я ЗНАЮ ТРИ СЛОВА

Global Positioning System (GPS ) — это довольно сложный радиокомплекс, в работе которого задействованы около тридцати искусственных спутников Земли, бороздящих безвоздушное пространство на высоте примерно 20000 километров. Совершая за сутки два полных оборота вокруг нашей планеты, космические спутники постоянно передают в эфир радиосигналы, создавая вокруг Земли «информационное поле». Специальный приемник (GPS-навигатор) улавливает эти посылки и, проводя математический расчет, выдает собственные координаты. Если приемник «увидит» три спутника, он определит свои долготу и широту (так называемая двухмерная фиксация), а если в зоне видимости окажутся четыре или более орбитальных объекта, то навигатор укажет еще и высоту над уровнем моря. При движении (например, в автомобиле) он может быстро рассчитать мгновенную скорость и курс.
Точность определения координат с помощью GPS-технологий впечатляет. Она может достигать нескольких сантиметров, и именно с такой или очень близкой погрешностью работают военные и научные системы. Навигаторы гражданского назначения намеренно «врут». До 1 мая 2000 года, когда была включена специальная радиоэлектронная помеха, точность гражданского позиционирования составляла 100—150 метров. В настоящее время эта величина выше как минимум в пять раз.
Примеров бытового применения масса. С помощью спутникового приемника туристы могут пометить несколько важных точек своего маршрута и потом вернуться к любой из них. Грибники никогда не заблудятся в незнакомом лесу. Рыбаки «запомнят» «прикормленные» берега, а охотники всегда найдут места установки капканов. Но для нас сейчас важнее то, что навигационным оборудованием оснащаются многие автомобили. И те, кому за границей довелось поездить на таких машинах, остались очень довольны. Об этом мы тоже не раз рассказывали на страницах Авторевю.

gps
gps

В память некоторых GPS-навигаторов заложены компьютерные карты крупнейших городов мира. Так выглядит план нашей столицы

Один из усеченных вариантов автомобильной навигации: спутниковый приемник работает в паре с мини-компьютером Palm, в память которого внесена отсканированная карта города

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

Возможно, кто-то еще помнит скандал с поимкой работниками ФСК американского «шпиона» в Ростовской области. На самом-то деле контрразведчиками был «обезврежен» специалист телефонной компании, занимавшийся определением оптимальных мест установки базовых станций сотовой телефонии. Привязка этих точек к карте производилась с помощью GPS-приемника. Однако наказание последовало не за это. Американцы не знали, что информация о точных координатах отдельных объектов в нашей стране представляет собой государственную тайну, за что и поплатились.
Каков порядок этой точности, или, скорее, неточности? По данным Роскартографии — 100 метров и более. И чтобы все продаваемые у нас гражданские навигаторы соответствовали этому требованию, в их программное обеспечение намеренно вводится «размазывающий» коэффициент. Устраивает? Тогда выбирайте модель, оформляйте разрешение на покупку, приобретайте аппарат, а затем получайте разрешение на эксплуатацию. Только учтите, что за бюрократические процедуры в Госсвязьнадзоре придется заплатить около 400 рублей.
Тех, кто решит пользоваться аппаратурой нелегально, мы должны предупредить, что статья 137 КоАП предусматривает штраф до 70 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактной продукции. А если, не дай Бог, будет доказано, что неучтенный навигатор использовался для определения точных географических координат какого-нибудь номерного НИИ (даже если в его помещении расположен вещевой рынок), следователь раскроет уже уголовный кодекс.
Что делать, если навигационная система уже установлена на машине? Продавец таких автомобилей должен получить лицензию и разрешение на право торговли навигационными приборами и обязательно уведомлять каждого покупателя о необходимости регистрации спутникового приемника.

АВТОМОБИЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

И все же главная проблема, стоящая на пути развития автомобильных навигационных комплексов в России, — это отсутствие электронных карт наших городов. Во-первых, до сих пор не отработана технология создания таких карт и не решен вопрос с выбором единого компьютерного формата. Во-вторых, очень странной остается позиция Роскартографии: разработкой и выпуском бытовых электронных карт она не занимается, но и не дает разрешений на использование продукции, выпущенной коммерческими фирмами. Но все идет к тому, что дело все же сдвинется с мертвой точки. До конца этого года планируется закончить «оцифровку» карт Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и некоторых других регионов. Разработчики надеются получить на этот продукт одобрение Роскартографии и к середине 2001 года предложить карты на рынке. Но пока что систем автомобильной навигации в качестве коммерческого (предлагаемого на рынке) продукта у нас не существует. Правда, отдельные фирмы рекламируют ее усеченные варианты. Один из них работает на основе записанной в стандартный GPS-приемник карты мира с планами крупных городов, где отмечены основные магистрали мегаполисов. Москва представлена на такой карте в виде двух колец — Садового и МКАД — с обозначением и кодами отходящих от них главных радиальных магистралей (трасса Е95 — Ленинградское шоссе, М5 — Волгоградка и т.д.).
Нужен ли такой грубый навигатор? Мы выясняли это экспериментальным путем. Включаем GPS-приемник, «цепляем» несколько спутников и начинаем движение. Садовое кольцо около Курского вокзала. Стрелочка, отражающая наше местоположение и указывающая направление движения, в полном соответствии с нашим маршрутом перемещается в сторону Таганской площади. На Таганке уходим на Волгоградский проспект, стрелочка поворачивает вместе с нами. Пока все логично. Но стоило уйти на Нижегородскую улицу (не самая маленькая городская магистраль), как стрелка на дисплее тут же провалилась в пустоту — на заложенной в GPS-приемник карте этой дороги нет!
Так что автомобилистам подобная навигация будет полезна лишь при дальних путешествиях по федеральным дорогам.
Есть комплексы, представляющие собой симбиоз GPS-приемника и компьютера класса hand-held, снабженного картой в растровом формате (грубо говоря, отсканированной с бумажного носителя). Перед началом движения ее надо откалибровать, то есть наложить на «рисунок» реальные координаты пары точек. Первую точку ставим на пересечении улиц в районе станции метро Беговая, вторую — около Полежаевской. Все, теперь GPS-приемник и компьютер понимают друг друга и работают синхронно. Едем по Хорошевскому шоссе в сторону области — стрелка на дисплее послушно движется за нами. Поворачиваем направо, на улицу Куусинена — стрелка туда же. Благоразумно сворачиваем, объезжаем курчатовский институт (зачем нам проблемы с контрразведкой?) и уходим в сторону Ленинградского проспекта. Стрелка ползет по обозначенной на карте проезжей части, а GPS-приемник показывает мгновенную скорость нашего движения, а заодно и очень точное время, скорректированное по атомным часам спутников. Увы, для полноценного автомобильного навигационного комплекса этого мало. У отсканированной карты нет функции масштабирования — увеличивать или уменьшать изображение на дисплее нельзя. Во-вторых, память микрокомпьютера не позволяет записать всю карту Москвы. В-третьих, далеко не все GPS-приемники имеют возможность работы с внешней антенной, и это значит, что для удовлетворительного приема спутниковых сигналов приемник нужно размещать в районе лобового или заднего стекла. Четвертый нюанс — цена. Стоимость подобного комплекса без программного обеспечения составляет около $800 (компьютер, GPS-приемник и соединительные кабели, кронштейны). И наконец, в-пятых, у такой системы нет главных козырей автомобильной навигации — компьютеризированной разработки маршрута между двумя заданными точками и функции подсказок.
gps
gps
«Пожалуйста, вставьте диск» — до тех пор, пока в России не появятся специальные картографические носители, штатные навигационные комплексы на иномарках будут «мертвыми» Решив узнать, реально ли на сегодняшний день  получить разрешение на эксплуатацию GPS-приемника, мы оформили необходимые бумаги и подали заявку в Госсвязьнадзор. Оформление заняло около недели
 
Подведем итог. Полноценной и удобной навигационной системы гражданского назначения в России по-прежнему нет, а оба опробованных нами комплекса — не более чем дорогие игрушки. На пути прогресса в этой области прочно стоят дурацкие законы тридцатилетней давности. И все же... Помните, еще год назад любой милиционер имел право остановить на улице владельца сотового телефона и спросить разрешение на «трубку». Только совсем недавно простые граждане получили возможность легально пользоваться портативными радиостанциями. Да что там говорить, многие наверняка застали времена, когда каждый копировальный аппарат (а раньше — каждая пишущая машинка) стояли на учете в КГБ!
Конечно, спутниковые навигационные системы рано или поздно вырвутся из тисков системы. Самое главное, чтобы чиновники Роскартографии и Госсвязьнадзора как можно скорее поняли необходимость разработки новой законодательной базы, а рыцари плаща и кинжала перестали видеть в каждом «компьютеризированном» туристе американского шпиона.

К. СОРОКИН
А. КОТЕРЕВ
Фото авторов

P.S. Редакция благодарит сотрудников фирм Boston PC и Навиком за предоставленное на тест оборудование и технические консультации.

КСТАТИ...

Российский аналог американской системы позиционирования NAVSTAR называется ГЛОНАСС. Первый спутник в рамках этой программы был запущен в 1982 году, однако до планируемой численности в 24 орбитальных аппарата комплекс так и не вырос — не хватило денег. По неофициальным данным, сейчас в строю находится меньше десяти российских навигационных космических станций. Система ГЛОНАСС является основой навигационного обеспечения военно-промышленного комплекса и элементом Российского радионавигационного плана.

Наибольшего успеха в разработках электронных карт, комплексных систем позиционирования и коммерческих геодезических технологий в России добились две фирмы — Киберсо и Прин. Скорее всего, именно эти организации примут наиболее активное участие в создании программного обеспечения для отечественных систем навигации и обеспечат регулярный выпуск его обновляемых версий.

На официальных сайтах производителей навигационного оборудования в сети Интернет регулярно выкладываются обновленные версии программного обеспечения для спутниковых приемников гражданского назначения. Перекачать программу из сети может любой владелец навигатора. Отличить же «тюнинговый» навигатор от «задушенного» можно только экспериментальным путем.

<<Статья опубликована в журнале "Авторевю" №16 2002г.>>

Обновлено 28.08.2007 15:58
 
УГНАННЫЕ ПАТРИОТЫ
Rambler's Top100