Балансировка шатунов и коленвала.
msm.silich
сообщение 28.9.2011, 8:40
Сообщение #1





Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Регистрация: 12.2.2010
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 39 562
Спасибо сказали: 3 раз(а)


msm.silich



Вылетела втулка из-под впускного клапана, все это на ходу, рассыпалась, осколки повредили и поршень и головку блока цилиндров.

фото результата сделаю сюда завтра

Пришлось становиться на капремонт.

Процесс доставания двигателя и его разборку упускаем, сей процесс многократно описан и несложен. Остановимся пока только на процессе балансировки поршневой группы.

Ранее были установлены поршни группы "В", по люфту в гильзе нижней части юбки на глаз моторист определил, что нужны поршни группы"Д". Купил, моторист не ошибся, действительно встали без натяга, но и без зазора. Подобрали поршни к цилиндрам, понятно, что последние имеют разброс между собой, и закернили номера на поршнях. Овальность на цилиндрах отсутствует, точнее в допуске находится, зеркало отличное для 120тыс.км пробега. Ремонтный размер колец не нужен.

Для начала взвесил поршни. Из одной коробки, должен быть комплект с разбросом в пару грамм, оказалось, что один вообще не проточен по весу и отличается на 14 грамм. Два других от наименьшего по весу отличались на 2грамма. На токарном станке этот избыточный вес был снят без проблем. В допуск 0.5грамма довел уже вручную "гравером" - бормашинкой, фото ее будут немного дальше. Особых фото процесса не делал, там все понятно, стоит лишь взять поршни в руки. Совет тем, кто покупает поршни - делайте это с электронными весами ан 2-3кг с точностью не хуже 0.5грамма, эти весы вам все равно понадобятся позже и их надо иметь. В магазине просто отберите компдект с наименьшим разбросом, может быть получится обойтись без токарных работ, только обычным напильником. Только прилив надо снимать максимально симметрично.

Пальцы тоже взвесил, но у них разброс почти отсутствует. Самый легкий палец и самый легкий вкладыш в конце скомплектовал на самом тяжелом шатуне, это дополнительно уменьшило разброс между шатуном+поршнем.

Балансировку делал в саду, выходные как раз настали. Потратил чистого времени часов шесть-восемь. Считаю, что "всего", поскольку разброс между весом шатунов поражал воображение... Но давайте по порядку.

Вот тот набор инструмента, что достаточен для работ в саду\гараже.
IPB ImageIPB Image

Это электронные весы на 2кг с точностью 0.5граммов, болгарка, гравер (можно и без него), напильники и установочка для проверки положения центра тяжести. Идея установки - Капитан Смоллетт, Уазбука http://uazbuka.ru/engine/eng421balance.htm

"Шатуны ремонтники подгоняли по весу, стачивая прилив на нижней головке. Но шатун потому и назван шатуном, что совершает в двигателе сложные возвратно-поступательно-вращательные движения. Т.е. верхняя его головка движется линейно вверх-вниз в месте с поршнем, а нижняя вращается вместе с шатунной шейкой коленвала. Очевидно, чтобы инерционные силы ШПГ были уравновешены, играет роль не только одинаковая масса шатунов, но и положение центра массы шатуна. Если, подгоняя вес шатуна, удалять метал только в одном месте, например с крышки нижней головки, то центр массы будет смещаться к верхней головке. Грубо говоря, добавляем массу поршню, облегчая шатунную шейку коленвала. Очевидно, что наибольшее значение для балансировки имеет однообразие положения центра массы каждого шатуна вдоль оси симметрии. Теория теперь понятна. А как на практике найти этот самый центр массы? Вырезал два стекла по размеру шатуна, между ними положил спицу. Получилось нечто вроде качелей. Сверху, поперек спицы кладем шатун и, вращая спицу, находим момент "перекидывания качелей". В этом месте и будет находиться центр массы. Помечаем положение шатуна относительно верхнего стекла и спицы. Для этого я использовал маркеры для компакт-дисков. Для ориентировки нарисовал на стекле несколько параллельных спице линий."

Выставляем горизонтально нижнее стекло, на верхнем стекле обводим контур шатуна, край шатуна совпадает с краем стекла, между стеклами находится спица, ее начальное положение отмечается линией маркером для CD (это может быть балансное положение одного из шатунов), на нижнем стекле рисуются линии через равное расстояние, все "качалка" готова:
IPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB Image

Первый слой центрования шатунов производим со снятыми задниками. Задники сделаем равными по весу, соответственно они не должны повлиять на развесовку шатунов, просто центр сместится, но одинаково для всех шатунов. Это и проверим вторым слоем центрования шатунов в сборе.
IPB ImageIPB Image

Находим центры всех шатунов, результаты записываем. Например, 1=0, 2=+1.5, 3=-1.0, 4=+2.0. Все измерения производятся в "попугаях", расстояния между линиями не обязательно кратны 5мм, но близки к нему, поскольку толщина линии фломастера около 1мм, а расстояние между линиями должно быть хотя бы втрое больше. В качестве нижнего стекла взял зеркало, чтобы смотреть строго вертикально, тогда линия и ее отражение сливаются в одну линию. Рекомендация по моему опыту здесь: возьмите фломастер и спицу потоньше.

Методика проста. Совмещаем единственную линию на стекле, спицу и среднюю линию на зеркале. Крутим спицу в сторону поднятой стороны "качелей". Записываем положение спицы в момент перебрасывания "качелей".

IPB ImageIPB Image

Я сначала подогнал положение центров шатунов в одно положение, не обращая внимание на разные веса шатунов, а уже потом занялся подгонкой весов к единому значению. Центровку повторяем несколько раз, чередуя ее со снятием металла с приливов в соответствии с необходимым направлением сдвига центра тяжести. Металл снимается с части, противоположной направлению сдвига "качелей" для перекидывания. В результате все поршни долны центроваться в одном положении.

Далее начинаем вывешивание колен без задников, при этом металл нужно снимать симметрично относительно центра, постоянно проверяя его положение.

IPB Image

Вот веса по четырем поршням, цифры для всех шатунов разные, разница превышает 20грамм как для колен шатуна, так и их задников.

IPB ImageIPB Image
Металл с приливов снимался болгаркой, а неровности от круга заглаживались ручным напильником. Был бы фрезерный станок, процесс пошел бы быстрее. Результат обточки виден:
IPB ImageIPB Image

Второй и четвертый шатун ободраны довольно сильно, задники же наоборот, первый и третий. Более глубокую обработку реально делать только на фрезерном станке. Опять же, если бы изначально шатуны были выбраны с разбросом в пределах 5-10грамм, то вполне достаточно было бы косметической обработки. И эта работа заняла бы часа два-три.

Результат балансировки: разброс по весу меньше 1грамма, центров - около 1-2мм.

При подборе шатунных вкладышей и пальцев поршней более тяжелый шатун скомплектовал более легкими комплектами. Хотя разброс по весу там почти интуитивный, менее 0.5грамм, но тем не менее...

Завтра повезу на балансировку коленвал в сборе со сцеплением, после продолжу отчет.

Свозил, пока выкладываю только фото, комментарии позже...
IPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB ImageIPB Image


Спасибо сказали:
НАВЕРХ [+] ЦИТАТА · ОТВЕТИТЬ
Alvo
сообщение 28.9.2011, 19:27
Сообщение #2





Группа: Пользователи
Сообщений: 1 532
Регистрация: 9.9.2007
Из: Москва СВАО ул Декабристов
Пользователь №: 2 957
Спасибо сказали: 598 раз(а)





Не удивлен ни разу. Дважды в своей жизни перебирал движки (в скобках замечу - прямо в квартире biggrin.gif ).
Движок Москвича 21412 переделывался из 1.5л в 1.8. С шатунами была та же самая история. При допустимом по мурзилке разбросе веса в 8г наблюдаемый из заводского движка был около 40г (при весе шатуна в районе 800г). В результате шатуны пришлось докупать с весами - была в свое время в Южном порту палатка специализирующаяся на Уфимских движках и в ней из нескольких десятков была подобрана пара шатунов по весу и диаметру отверстия под поршневой палец.
Движок Запорожца капиталился. В нем с весами все было гораздо приличнее - дисбаланс шатунов находился внутри допуска, правда на грани. Я тогда на это забил.
Кстати - движок Запорожца был выпуска примерно 1982г, а Москвича - 1994г. Это я к вопросу о соблюдении технологической дисциплины в разное историческое время....

Алексей.
НАВЕРХ [+] ЦИТАТА · ОТВЕТИТЬ
Uragan_
сообщение 28.9.2011, 19:57
Сообщение #3





Группа: Пользователи
Сообщений: 529
Регистрация: 21.4.2011
Из: Москва. Медведково.
Пользователь №: 42 069
Спасибо сказали: 64 раз(а)





Бляха муха!!!! Уважаю! Есть ещё мастеровые biggrin.gif
Последнее, что я делал с таким подходом - двигатель на волгу 21 какому-то коллекционеру. Занудный тип. Но я тоже не лыком шит wink.gif !
После всего холостые на этой волге установили 510 об/мин. На капот ставим стакан с водой, и наблюдаем рябь ТОЛЬКО при перегазовке. Только после этого он мне дэньги отдал rolleyes.gif .
НАВЕРХ [+] ЦИТАТА · ОТВЕТИТЬ
« Предыдущая тема · Двигатель · Следующая тема »
 

1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Интернет-магазин PART-TIME.ru